— это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения
Само понятие было впервые употреблено на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году, и тогда под функциональной грамотностью подразумевалась «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем».
Однако уже в 1978 ЮНЕСКО перерабатывает это понятие, дополняя его: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)» [1].
Ещё через двенадцать лет ЮНЕСКО проводит Международный год грамотности, а Организация Объединенных Наций объявила Десятилетие грамотности в самой широкой интерпретации данного понятия с 2002 по 2012 гг., в декларации этого всемирного события функциональная грамотность становится больше, чем просто базовая грамотность: теперь это «…полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники». [2] Современный мир характеризуется нестабильностью, неопределенностью, сложностью, неординарностью. Окружающий мир больше не аналогово-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой. На картинках представлены интегративные компоненты современной функциональной грамотности. И там, и там есть как одинаковые компоненты (например, коммуникативная, информационная грамотность), так и различающиеся сферы. Это очень хорошо отражает насколько одновременно сложной стала наша жизнь и сколько всего должен знать и уметь современный человек.
Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у обучающихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям.
Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления.
Как проявляется недостаток функциональной грамотности?
О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др. А.А. Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации».
Итак, функционально грамотная личность — это человек,
ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей);
способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
умеющий отвечать за свои решения;
способный нести ответственность за себя и своих близких;
владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;